Консультация для родителей: «Как разговорить молчуна…»
Подготовила: учитель-дефектолог Коско М.Г.
Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить словарный запас и развить его речь. Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.
Важно учить ребенка разговаривать с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к двум годам он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется. Применяйте различные способы «разговорить» малыша.
Предлагаем вам различные задания, упражнения и игры для запуска и развития речи ребенка.
Упражнения по формированию речевого дыхания
Упражнение «Полевые цветочки»
Взрослый с ребенком идут по тропинке (веревочке) и собирают цветы, затем останавливаются на «полянке». Предлагается понюхать цветочки, при этом следить, чтобы ребенок набрал воздух через нос и выполнил выдох через рот. Повторить 3-5 раз.
Упражнение «Узнай по запаху овощ»
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть овощи и называет их: лук, чеснок, укроп. Затем делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Ребенок нюхает овощи, запоминает запахи. Затем ребенку предлагается узнать по запаху предложенный овощ. Предварительно важно напомнить, как правильно делается длинный, глубокий вдох (плавно, медленно).
Упражнение «Ароматный фрукт»
Ребенку предлагается рассмотреть, потрогать, понюхать фрукты, попробовать на вкус: апельсин, лимон, яблоко. Затем с закрытыми глазами узнать фрукт по запаху. Следить, чтобы ребенок не поднимал плечи при длительном вдохе. Затем ребенок определяет фрукты на вкус.
Упражнение «Листочки»
Ребенок сдувает с ладошки разноцветные листочки. Взрослый приговаривает: «Дунь-подунь, мой ветерок. Очень жаркий день-денек».
Упражнение «Подуй»
Развитие плавного, длительного выдоха: подуть на теннисный шарик в тазике с водой; сдувать с ладони перышки, снежинки и т. д.
Упражнение «Забей гол»
Построить ворота из кубиков на столе и стараться закатить в него ватный шарик воздушной целенаправленной струей. При этом вдох глубокий, длительный.
Упражнения по формированию слухового восприятия и фонематических процессов
Узнать звучание барабана (бубна, дудочки) среди других инструментов.
Звучащие игрушки: барабан, бубен, дудочка.
Определить на слух, что в каждой коробочке.
В трех одинаковых коробочках – горох, пуговицы, деревянные палочки.
Используя звукоподражания, узнать собаку (гав –гав), кота (мяу), курочку (ко-ко-ко), мышку (пи-пи-пи) и т. д. «Лови звук!»
Взрослый демонстрирует несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик, барабан. Предлагает «поймать» звук колокольчика, хлопнув в ладоши.
«Покажи, что я делаю»
Ребенок стоит спиной к взрослому, который просит показать, что он делает (стучит ложкой по чашке, щелкает ножницами).
«Пение птиц»
Когда пение звучит громко – ребенок машет руками (летает), тихо – приседает.
Игры и упражнения по формированию пространственного восприятия
Собрать образ домашнего животного – кошки, собаки, коровы, лошади из 3 разрезных картинок. Выложить елку из зеленых треугольников, ориентируясь на их величину, сначала по образцу взрослого, затем самостоятельно. Из трех белых кружочков выложить снеговика сначала по образцу, затем самостоятельно. Ребенок разбирает и собирает матрешку (пирамидку) из 3-5 предметов. Расставляет матрешек по величине, начиная с самой большой матрешки, а затем с самой маленькой.
Игры и упражнения по формированию понимания речи
Цель: расширить пассивный словарь ребенка.
Рекомендации родителям:
Ребенок должен хорошо знать названия таких предметов, с которыми он постоянно соприкасается – это игрушки, предметы одежды, части тела (глаза, уши, нос, рот, руки, ноги, голова), предметы домашнего обихода (стол, стул, диван, чашка, ложка, тарелка, полотенце, мыло, расческа и т. д.), названия животных, которых часто видит, названия предметов и явлений, которые видит на улице (трава, солнце, дом, машина, вода и т. д.).
Если ребенок уже знает много названий объектов, то нужно как можно скорее начать обучать его понимать названия действий, постоянно задавать вопросы: «Где? Куда? Откуда? Что? Кому? Для кого?» В пассивном словаре ребенка должны быть названия действий, которые он сам совершает (спит, сидит, гуляет, играет, умывается, причесывается, вытирается, бежит, катается, несет, подает, кричит), которые он часто видит, совершаемые мамой, папой, бабушкой, сестрой (читает, пишет, варит, чинит, моет, стирает, подметает, гладит, пилит, забивает и т. д.). Взрослому нужно говорить короткими понятными предложениями, повторять фразы, употреблять одни и те же слова в разных грамматических формах. Необходимо непрерывно задавать ребенку вопросы, чтобы побуждать его общаться теми речевыми средствами, которые у него есть: отдельными слогами, обрывками слов, восклицаниями, жестами.
Игры и упражнения могут проводиться с игрушками, одеждой, предметами домашнего обихода и т. д. Можно попросить ребенка принести знакомый предмет (отнести, положить, достать). Если ребенок не понимает задания, нужно самому выполнить его, проговаривая совершаемое действие. Пополнять пассивный словарь ребенка можно, используя все режимные моменты дня.
Упражнение «Чистюли» (проговаривание названий предметов и действий во время умывания).
Взрослый говорит: «Будем умываться. Давай откроем кран. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыль хорошенько руки. Давай я тебе помогу намылить руки. Сам смой мыло. Смыл? А теперь давай вымоем лицо. Вымой глазки, ротик, носик и т. д.»
Упражнение «Идем гулять» (ежедневное проговаривание названий предметов и действий, собираясь на прогулку).
Одежда для прогулки лежит на видном месте. Взрослый говорит: «Мы с тобой пойдем гулять. Покажи, где лежит куртка. Нашел? Да, это куртка. Принеси куртку. Давай наденем куртку. Посмотри в зеркало, какая у тебя красивая куртка. А где замочек у куртки? Вот он замочек. Давай застегнем замочек, чтобы на улице тебе было тепло. А где лежит шапка? Нашел? Да, вот она. Принеси сюда…» и т. д.
Упражнение «Узнай, кто это?» (учить узнавать игрушки по описанию)
Перед ребенком на столе – машинка, собачка, петушок.
Взрослый описывает игрушки: «У него есть хвост, мягкая шерсть, маленькие ушки. У него есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями и т. д.), а ребенок выбирает игрушку по описанию.
Упражнение «Накорми животных»
Взрослый обращает внимание ребенка на игрушки, изображающие животных и предлагает покормить их: «Это – собака, кошка, корова. Они проголодались. Давай покормим животных! Кого мы будем кормить? Принеси кошку, корову, собаку. Послушай, как кошка голос подает? Мяу-мяу! А корова кричит: Му-у, му-у! Собака лает: Ав-ав! Затем взрослый имитирует кормление животных, ребенок повторяет действия взрослого.
Упражнение «Строим башни» (взрослый во время игры оречевляет предметы и действия с ними)
Взрослый предлагает малышу поиграть: «Давай будем строить башни. Мы построим две башни: одну красную, а другую синюю. В правом углу будем строить красную башню, а в левом – синюю. Кубики будем возить на грузовике. В правый угол будем возить красные кубики, а в левый – синие. А желтые кубики оставим, пусть они лежат здесь. Принеси грузовик. Заведем мотор! Проверь, сигнал работает? Как машина сигналит? Би-би, би-би. Здорово!»
Называя действия, взрослый вместе с ребенком развозит кубики по углам. Выбирая кубик нужного цвета, взрослый говорит: «Вот синий кубик, найди такой же. Давай найдем все кубики синего цвета и т. д.» Первую башню строит взрослый, а вторую ребенок — по образцу. Каждый раз, играя в эту игру, можно строить разные башни, учитывая возможности ребенка.
Из кирпичиков можно учить ребенка строить по образцу такие постройки:
«дорожка» - кирпичики выкладываем в ряд; «заборчик» - кирпичики выкладываем на ребро;
«стол» - на кубик кладем поперечную планку; «ворота», «стульчик», «кроватка», «диван» и т. д.
Игры с предметными и сюжетными картинками
Цель: расширение объема пассивного предметного и глагольного словаря ребенка.
Рекомендации родителям:
Взрослый ежедневно показывает ребенку новую предметную картинку. Например, на картинке – «кастрюля». Взрослый объясняет ее назначение, затем сравнивает ее с игрушкой-кастрюлей. Затем взрослый дает ребенку поручение, связанное с картинкой. Необходимо выполнить любое действие: отнести кастрюлю на кухню, поставить кастрюлю в шкаф. Можно попросить ребенка отыскать этот предмет на сюжетной картинке.
Необходимо подобрать для ребенка сюжетные картинки, на которых совершаются различные действия. Например: «белочка прыгает», «кошка спит». Сначала взрослый задает вопросы: «Покажи, где белочка? Где кошка?». Затем следующие вопросы: «Покажи, где кошка спит? Где белочка прыгает?»
Далее можно подобрать картинки, на которых действия совершаются одним и тем же объектом. Например: «мишка – прыгает, спит, ест, умывается, вытирается, играет, стоит, бежит» и т. д. Вопросы к ребенку: «Покажи картинку, где мишка спит? А где мишка прыгает? Картинку, где мишка ест; где умывается?
Взрослый подбирает несколько сюжетных картинок, на которых совершаются различные действия с предметом и без него. Сначала задаются вопросы с подсказкой, т. е. со словами-названиями знакомых ребенку животных, предметов, лиц. Например: «Покажи, где мальчик катается на велосипеде? Где мама поливает цветы? Где собака играет с мячиком?». Потом задаются вопросы без слов-подсказок: «Покажи, кто поливает? Кто катается? Кто играет?
Подобрать картинки с различными изображениями. Выяснить, знает ли ребенок их названия изображений. Для этого задаем вопросы: «Где лошадка? Где черепаха? Где лягушка? Где котик? Где птичка? Где мальчик? и т. д.» т. д. затем спрашиваем: «Кто прыгает? Кто летает? Кто ходит? Кто ползает? и т. д.»
Игра «В зоопарке»
Цель: учить ребенка понимать вопрос «Кому?»
Взрослый подбирает картинки с изображением разных животных. Вопросы: «Кому дадим мед? Кому дадим морковку? Кому дадим сено? Кому дадим мясо? и т. д.»
Игра «Выбери предмет».
Цель: учить ребенка понимать вопрос «Чем?»
Взрослый раскладывает на столе 5-6 предметных картинок. Вопросы к ребенку: «Покажи, чем мама расчесывает волосы? Чем папа забивает гвоздь? Чем ты рисуешь? Чем ты вытираешь руки? Чем мы едим суп? Чем ты копаешь землю?»
Игра «Во дворе»
Цель: учить понимать вопросы к сюжетной картинке.
Взрослый подбирает сюжетную картинку, на которой изображена ситуация, знакомая ребенку. Сначала взрослый сам рассказывает, что изображено на картинке, а затем задает вопросы: «Покажи, кто катается на велосипеде? А кто играет с машинкой? Кто сидит на скамейке? Куда бежит мальчик? Чем малыш копает песок? Что надела на голову девочка? и т. п.
Игра «Будь внимательным»
Цель: учить раскладывать предметные картинки в определенной последовательности.
Взрослый показывает ребенку 3 предметные картинки с изображением игрушек (мяч, кубик, мишка) и говорит ребенку: «Посмотри, я выложу картинки по порядку: мячик - первый, мишка-второй, кубик-третий. Выложи как я. А теперь по-другому: мишка, мяч, кубик».
Развитие подражательной речевой деятельности
Цель: стимуляция речевой деятельности
Рекомендации родителям:
Взрослому необходимо создавать такие ситуации, в которых у малыша появилось бы желание повторять одни и те же звукосочетания много раз. Вызывание речевой подражательности лучше проводить параллельно с артикуляционными упражнениями и дыхательно-голосовыми.
Игровые упражнения: «Успокой куклу», «Пароход гудит»
Ребенок качает куклу и произносит звук АААА. Ребенок имитирует звук парохода – УУУУ.
Игровое упражнение «Кто как кричит?» (с изменением высоту голоса)
Звукоподражания: АУ, УА, ИА, ГА-ГА, ПИ-ПИ и др.
Игра «Насекомые»
По сигналу взрослого: «Муха полетела» ребенок, имитируя полет мухи, одновременно произносит длительно звук «ЗЗЗЗ». По сигналу взрослого: «Жук полетел» ребенок, изображая полет жука, произносит звук «ЖЖЖ». По сигналу взрослого «Прилетели», ребенок останавливается.
Игра «Паровозик»
По сигналу взрослого «Поехали» ребенок, изображая движение поезда, произносит звукоподражание «ТУ-ТУ».
Игра «Автомобили»
Взрослый предлагает ребенку прокатиться на автомобиле, стимулируя к произнесению звукоподражания «БИ-БИ».
Игра «Кораблик»
Взрослый предлагает ребенку наперегонки «погонять кораблики», изготовленные из разноцветной бумаги. Дуть на кораблики нужно произнося длительно звук «Ф».
Игра «Разверни»
Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в ткани (бумагу) разной фактуры. Увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!», «Вот!», «Вот так!» или названий предметов.
Игра «Птички»
Взрослый рассказывает: «Прилетели птички и зачирикали (пальчики складываются в одну точку, создавая клюв птички). Позови и покорми птичек!» (голубей – ГУЛИ-ГУЛИ, уток – УТИ-УТИ, цыплят – ЦЫПА-ЦЫПА. Прилетели птички, клюют зернышки».
Игра «Бусы для мамы и бабушки»
Взрослый предлагает ребенку изготовить крупные бусы для бабушки, а мелкие для мамы. Затем помогает нанизывать крупные бусинки на шнурок, а мелкие – на нитку. Ребенку задаются вопросы, стимулируя его к сопряженному или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» - «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» - «Баба». «Кто наденет мелкие бусы?» - «Мама». «Кто подарит бусы?» - «Я».
Игры с альбомами
Необходимо изготовить маленькие альбомы с картинками или фотографиями. В одном альбоме – фотографии членов семьи, в другом – картинки с изображением животных, птиц, в третьем – картинки с изображением предметов, которые издают какой-либо шум (молоток, машина, самолет, паровоз и т. п.), в четвертом – картинки с изображением игрушек и т. д.
Рассматривая альбомы, важно эмоционально произносить: «Это мама. Это папа. Это баба. Это тетя. Это Катя. Это Маша и т. д. При повторных рассматриваниях можно спросить: «Кто это?». На начальном этапе допустимы любые ответы. Например: мама («ма»), папа («па»), дядя («дя»), баба («ба»), Катя («ка»), Вова («ова») и т. д.
Рассматривая альбом с животными, рассказывать ребенку кто как кричит. Например: «Собака кричит «ав-ав», корова – му-му, козлик — «бе-бе», кошка – «мяу-мяу», ослик – «иа-иа» и т. д. Затем спросить: «Как кто кричит?»
Рассматривая альбом с предметами, издающими шум, учим ребенка подражать транспортным шумам, музыкальным игрушкам: машина — би-би, самолет — у-у-у, паровозик — ту-ту, молоток стучит — тук-тук, дудочка играет — ду-ду-ду, барабан — бом-бом-бом, балалайка — ля-ля-ля, колокольчик — динь-динь, дождик капает — кап-кап, ножки топают — топ-топ, что-то упало — бах.
Для альбома «Игрушки» можно подобрать картинки с изображением знакомых игрушек и поиграть в игру «Назови, что это?», побуждая ребенка к называнию предметов.
разгарнуць » / « згарнуць