«Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»
Возможности применения художественной литературы: авторских и народных сказок экономического содержания, устного народного творчества – пословиц, поговорок и др. в педагогическом процессе чрезвычайно широки. В специально организованной деятельности («Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Художественная литература» и др.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в самостоятельной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.) целесообразно использовать произведения художественной литературы, как эффективное средство формирования у старших дошкольников первоначальных экономических понятий.
Значительное место при знакомстве детей дошкольного возраста с экономикой и основными экономическими понятиями отводится сказке.
Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
У сказки множество функций:
• сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
• расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество, знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
• способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;
• пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;
• помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;
• помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т. д.
Посредством сказок у старших дошкольников формируются первоначальные экономические знания и умения, развиваются предпосылки экономического мышления. Сказка – средство воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социокультурную позицию ребенка.
И в народных и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивы, можно более успешно развивать творческий, интеллектуальный потенциал детей дошкольного возраста.
Такие сказки, как «Золотой ключик или приключение Буратино» А.Н. Толстого, «Трое из Простоквашино» и «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского, «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Федорино горе» К. И. Чуковского, русские народные сказки «Теремок», «Лиса и волк», венгерская народна сказка «Два жадных медвежонка» знакомят детей с экономическими категориями – труд, деньги, купля, продажа, обмен, ресурс, потребности и т. д
При чтении художественной литературы необходим детальный анализ содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях. Педагог должен направить воспитанников на выделение мотивации и поступков героев и характеристику их действий, посредством чего у детей формируется словарь, воспитываются такие «экономические» качества личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность.
Основные педагогические условия построения системы воспитания основ финансовой грамотности старших дошкольников посредством художественной литературы:
• использование художественной литературы не только как средства «обучения» финансовой грамотности, но и как средства развития личности;
• организация комплексной работы с произведением (сказкой, рассказом и т.д.);
• создание экономически развивающей среды в учреждении дошкольного образования.
Условно произведения художественной литературы, ориентированные на освоение экономических понятий можно разделить:
• раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;
• отражающие труд людей;
• показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;
• знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т. д. ;
• помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.
Использование в работе с детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы является эффективным средством формирования у детей дошкольного возраста экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей.
Пословицы и поговорки об экономике и бережливости:
- Считай деньги в своём кармане.
- Деньги счёт любят.
- Без копейки рубля не бывает.
- Слову – вера, хлебу – мера, а деньгам - счёт.
- Из копеек рубли вырастают.
- Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому — и тысячи мало.
• Добр Мартын, коли есть алтын; худ Роман, коли пуст карман.
- На деньги ума не купишь.
- Денежка без ног, а весь свет обойдет.
- Деньги — гости: то нет, то горсти.
- Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
- Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.
- Гроша ломаного не стоит.
- Долг платежом красен.
- Уговор дороже денег.
- Монета карман не тянет.
- Здоров буду — и денег добуду.
- Курочка по зернышку клюет, да сыто живет.
- Пушинка к пушинке – и выйдет перинка.
- К копейке копейка – проживет семейка!
- Рубль - трудовой, потому и дорогой
- Кто долго спит, тот денег не скопит
- Без нужды живет, кто деньги бережет
- В долг брать легко, да платить тяжело
- Дурак, деньги напоказ носит.
«О труде»
- В страду одна забота: не стояла бы работа.
- Кончил дело – гуляй смело.
- По работе и плата.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Труд кормит, а лень портит.
- Ремесло – золотой кормилец.
- Ремесло, пить, есть - не просит, а хлеб приносит.
- Уменье везде найдет примененье.
- Не работа дорога – умение.
- Вся работа мастера хвалит.
- Дело мастера боится.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Без работы день годом станет.
- Без труда и отдых не сладок.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Горька работа, да сладок хлеб.
- Будешь трудиться, будет у тебя и хлеб и молоко водиться.
- Дело - словом не заменишь.
- Делом спеши, да людей не смеши.
- Делу – время, потехе – час.
- Дерево смотри в плодах, человек - в делах.
«О жадности и зависти»
- В чужой лодке всегда больше рыбки.
- Влез кот на сало и кричит: «Мало!».
- Добрый хозяин – господин деньгам, а плохой – слуга.
- Дождешься – как от вербы яблок.
- Как собака на сене:сама не ест и другим не дает.
- Охал дядя, на чужие деньги глядя.
- Продает с барышом, а ходит нагишом.
- Не было бы зла, да зависть нанесла.
«О лени»
- Лень мужика не кормит.
- Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.
- Пролениться – и хлеба лишиться.
Работа с текстами сказок
Сказка А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»
Задание: ответить на вопросы:
- Почему старик по первой просьбе отпускает рыбку?
- Какой стала старуха после последней встречи старика с золотой
рыбкой?
- Как повела себя старуха с простыми людьми, когда стала боярыней?
- Так какая же была золотая рыбка по своему характеру?
- Почему золотая рыбка не выполнила последнее желание старухи?
- Если ты станешь предпринимателем, каким ты будешь?
Русская народная сказка «Морозко».
Задание: ответить на вопросы:
-Как жилось падчерице в доме отца?
-Почему мачеха к ней относилась?
-Как девица относилась к работе?
-Зачем мачеха приказала мужу отвезти девушку в лес?
-Какую награду получила девица от Морозко?
-Игра «Богатство - это дар».
-Как разбогатела падчерица?
Сказка С.Маршака «Кошкин дом».
Задание: ответить на вопросы:
-Какую нужду испытывали котята?
-Какие возможности были у тети Кошки?
- Какие «золотые правила» она нарушала, когда отказала котятам в приюте?
Сказка Г.Х.Андерсена «Дюймовочка».
Задание: ответить на вопросы:
-Почему ласточки улетают в теплые края?
- Почему Дюймовочка захотела улететь на юг вместе с ласточкой?
- Каким «золотым правилам» следовала ласточка, когда согласилась
взять Дюймовочку с собой?
разгарнуць » / « згарнуць