Для воспитанников нашего учреждения дошкольного образования с 10.5-часовым режимом пребывания организовано трехразовое питание (завтрак, обед, ужин) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН.
Питание различается в зависимости от сезона и подразделяется на периоды зимы-весны и лета-осени с ассортиментом блюд примерного 10-дневного меню.
За основу составления примерного 10-дневного меню положены среднесуточные нормы питания на одного ребенка в день. Так, для детей до трех лет суточная потребность калорийности составляет 1540 ккал, а детей старшего дошкольного возраста – 1900 ккал.
При составлении меню используется разработанная картотека блюд, где указана технология приготовления, температура подачи блюда, требования к качеству готового блюда, пищевая и энергетическая ценность, содержание минеральных веществ и витаминов.
В нашем учреждении дошкольного образования проводиться круглогодичная и ежедневная С-витаминизация третьих блюд (напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным Нормам питания.
В рационе детей ежедневно включена суточная норма молока, сливочного и растительного масла сахара, хлеба, мяса. Продукты, богатые белком (рыба, мясо), включаются в меню первой половины дня. Во второй половине дня детям предлагаются молочные и овощные блюда. Каждый день в меню включены овощи, как в свежем, так и вареном и тушеном виде.
Если ваш ребенок находится на лечебном (диетическом) питании, то в нашем учреждении дошкольного образования специально для него будет организовано диетическое питание на основании медицинской справки. В данной справке врач-педиатр должен указать, какие виды продуктов следует исключить из рациона питания ребенка и какими продуктами следует заменить.
Готовая пища выдается только после снятия пробы бракеражной комиссией и соответствующей записи в бракеражном журнале результатов оценки готовых блюд.
Организация питания детей нашего учреждения дошкольного образования находится на постоянном контроле у администрации и медицинской сестры.
Рекомендации "Домашнее питание детей в выходные дни"
Чтобы питание детей в выходные дни отвечало физиологическим нормам, родители должны знать, сколько и каких продуктов ребенку необходимо получать в течение дня в зависимости от возраста, уметь правильно распределять их по приемам пищи, сочетать блюда, выдерживать режим, принятый в детском учреждении.
Ориентиром для этого служит примерный суточный набор для ребенка, который обеспечивает, в основном, суточную норму животного белка.
В питании детей используются различные сорта мяса: говядина, птица (кроме уток и гусей), кролики, молодая баранина, для старших детей нежирная свинина в рубленом виде. В отдельные дни включают сосиски, однако важно помнить, что физиологическая ценность их ниже, чем натурального мяса. В их составе больше жира, меньше белка и витаминов, менее благоприятное соотношение минеральных солей. В то же время можно рекомендовать новые виды колбасных изделий с повышенной биологической ценностью: сосиски детские, диетические, школьные колбаски «Малютка» и «Крепыш», колбасы с добавкой обезжиренного молока и боенской крови. Следует использовать и такие ценные растительные белковые продукты, как горох, фасоль, соя (содержание белка в горохе – 23 %, фасоли – 23 %, сое – 34 %). В них много витаминов группы В, витамина Е, много калия и других минеральных веществ. В те дни, когда нет достаточного количества мяса или рыбы, включают блюда из бобовых – суп-пюре гороховый, гарнир из зеленого горошка и т. д. Повысить содержание животного белка можно также за счет неострых сортов сыра и плавленых сырков.
Не рекомендуется давать детям более одного яйца в день. Избыток белков в желтке может вызвать аллергические реакции, а высокое содержание лецитина действует возбуждающе на нервную систему. Рыбу дают чаще, в том числе морскую. Она содержит ценный набор незаменимых аминокислот, витаминов и микроэлементов, хорошо переваривается и усваивается.
Чтобы разнообразить питание детей в выходные дни, нужно следить за меню детского учреждения на протяжении недели и дома готовить другие блюда, принимая за основу меню-раскладки. Если необходимо заменить сезонное блюдо, используют картотеку, заменяя белковые блюда на белковые, овощные на овощные и т. п.
Детям раннего возраста подбирают блюда, которые полностью обеспечивают физиологические потребности данного возраста. Принимая во внимание, что в выходные дни дети старше трех лет больше бывают на воздухе, занимаются активными играми, спортом, в меню для них больше включается мяса, рыбы, масла сливочного, сыра и других продуктов.
В выходные дни особое внимание обращают на вторые блюда, которые не всегда могут быть приготовлены в детском учреждении, например, налистники с мясом, кабачки, фаршированные мясом и рисом, голубцы, котлеты и колбаски «белип» из рыбы, блюда из пасты «Океан» и кальмаров, блюда из печени, блюда из кролика и т. д. Из овощных блюд по картотеке выбирают блюда, которые в течение недели в меню детского учреждения не включались. Кроме того, детям старше трех лет в летний сезон полезно давать зеленые лопаточки гороха и спаржевой фасоли.
Для выполнения нормы белка дают творожное блюдо. Приготовленный в домашних условиях творог можно давать в натуральном виде – с фруктовой подливой, со сливками или сметаной, молоком, медом.
Белки из натурального творога усваиваются лучше. Однако если нет гарантии, что творог приготовлен из пастеризованного молока, его используют только в изделиях после термической обработки (вареники, сырники и т. д.). Хлеб нужно давать пшеничный и ржаной.
На завтрак детям дают винегрет с сосиской, яйцом, мясом или селедкой. Можно приготовить омлет с тушеным шпинатом (на листик омлета положить ложку тушеного шпината и завернуть трубочкой). Дополняют завтрак молоком или кисломолочными продуктами.
Очень ценны натуральные витаминные напитки: дрожжевой, морковно-молочный, из шиповника, морс из черной смородины.
В выходные или праздничные дни детям можно дать выпечку. Однако надо подбирать такие изделия, в которые входит меньше жира, а больше фруктов, орехов. Дают также сладкие фруктовые напитки, желе фруктовое, мороженое. Они более полезны, чем пирожные.
В детском питании необходимо систематически использовать разнообразные сезонные овощи и фрукты.
Примерное меню выходного дня
|
1 неделя
Суббота
|
2 неделя
Суббота
|
Завтрак
|
Каша гречневая рассыпчатая
|
Пудинг из печени или печень жареная
|
Сосиска
|
Каша рисово-пшенная
|
Кофейный напиток с молоком/какао с молоком, хлеб пшеничный с маслом
|
Кофейный напиток с молоком/какао с молоком, батон с маслом
|
Обед
|
Салат из квашеной капусты с растительным маслом
|
Салат картофельный с зеленым горошком
|
Суп геркулесовый, хлеб
|
Рассольник, хлеб
|
Картофельное пюре, биточки мясные
|
Овощное рагу, рулет мясной
|
Компот из сухофруктов
|
Сок
|
Полдник
|
Кефир, печенье, фрукты
|
Молоко, гренки, фрукты
|
Ужин
|
Тушеная морковь, оладьи со сметаной
|
Картофельное пюре, котлета рыбная
|
Чай с молоком
|
Чай, батон
|
Воскресенье
|
1 неделя
|
2 неделя
|
Завтрак
|
Творожная запеканка со сметаной
|
Омлет, манная каша
|
Кофейный напиток с молоком/какао с молоком, батон с маслом
|
Кофейный напиток с молоком/какао с молоком, батон с маслом
|
Обед
|
Бульон куриный с гренками (или лапшой)
|
Салат из квашеной капусты или соленых огурцов с растительным маслом
|
Тушеная капуста, котлета куриная или отварная курица
|
Суп фасолевый или гороховый, хлеб
|
Компот из сухофруктов
|
Картофельное пюре, шницель мясной или гуляш
|
Полдник
|
Молоко, сдоба, бананы
|
Чай с молоком, сдобная булочка, сырок творожный с изюмом
|
Ужин
|
Каша пшенная молочная
|
Ленивые вареники со сметаной
|
Чай с молоком
|
Чай, батон, фрукты
|
Батон с вареньем
|
|
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Что делать, если ребенок плохо ест? ссылка
Зимний рацион малыша ссылка
Питание и здоровье детей дошкольного возраста ссылка
10 советов по правильному питанию ссылка
Культура питания
Известно, что самые прочные привычки (полезные и вредные) формируются в детстве. Ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней. Именно поэтому в детском саду воспитателями дошкольного образования особое внимание уделяется формированию культуры питания воспитанников. Данная работа осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. При этом активно используются игровые методы и приемы (дети получают новые представления в игре, проигрывают определенные ситуации, обучают игрушки, героев игры правилам поведения за столом и др.), а также художественное слово (стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки о продуктах питания, их пользе, правилах поведения за столом). В воспитании навыков опора идет и на хороший пример самих детей (правильное пользование столовыми приборами, салфеткой, посадка (соблюдение правильной осанки) за столом). Большое значение имеет напоминание, показ и повторение определенных действий.
В учебной программе дошкольного образования обозначены основные направления работы с воспитанниками по формированию культуры питания в каждой возрастной группе (с постепенным усложнением).
Воспитанники первой младшей группы (от 2 до 3 лет) приучаются к здоровому питанию, у них формируются следующие навыки: не спеша пережевывать пищу, глотать, держать чашку и пить из нее; правильно и самостоятельно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой); выполнять элементарные поручения (после еды относить столовые приборы, хлебницы, салфетницы на раздаточный стол).
У воспитанников второй младшей группы (от 3 до 4 лет) формируются первичные представления о полезности пищи и определенные умения: спокойно садиться за стол и выходить из-за него; есть аккуратно; не разговаривать, не прожевав и не проглотив пищу; пользоваться салфеткой, благодарить после еды. Совершенствуются навыки правильного пользования столовой и чайной ложкой, вилкой.
Воспитанники средней группы (от 4 до 5 лет) получают первичные представления о профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта, полезности продуктов питания, сервировке стола, принятии пищи только в установленных местах (о том, что нельзя кушать в транспорте, во время прогулки на улице).
Воспитанники старшей группы (от 5 до 7 лет) знакомятся со значением рационального питания для здоровья человека. У них формируются новые и закрепляются полученные ранее представления о правилах сервировки стола, пользования столовыми приборами; поведения за столом (не кричать, не говорить с набитым ртом, не класть локти на стол, сохранять правильную осанку).
Обучаются уважительному отношению к труду повара, мамы и других взрослых по приготовлению пищи, к хлебу как основе рациона человека и продукту тяжелого труда многих людей. Закрепляются навыки благодарить взрослых за приготовленные блюда, а также умения: пользоваться столовыми приборами; совместно со взрослым выбирать полезные для здоровья продукты, помогать готовить блюда из них.
Особое внимание уделяется культуре питания, связанной непосредственно с приемом пищи: не спешить, не хватать горячую пищу, брать пищу маленькими кусочками, старательно пережевывать, не отвлекаться во время приема пищи, не наклонять тарелку с первым блюдом, фрукты из компота кушать десертной ложкой, косточки сплевывать аккуратно в ложку, хлеб отламывать маленькими кусочками, но не крошить.
Все воспитанники учатся садиться за стол опрятными, причесанными и с вымытыми руками. Воспитателями дошкольного образования систематически обращается внимание на соблюдение правильной осанки детей во время приема пищи, правильное использование столовых приборов, умение благодарить взрослых после еды. Освоение вышеперечисленных навыков связано с этическим развитием воспитанников.
раскрыть » / « свернуть